
Лола Монтес (1818–1862, портрет написан Йозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1847 году)
Красавица выдавала себя за испанку и величала себя весьма витиевато: сеньора дона Мария-де лос Долорес Поррис-и-Монтес. Её настоящее имя было Мария Элиза Гилберт, и она была дочерью ирландского офицера, служившего в Индии. Юная Элиза сбежала от отчима и старого мужа с молодым лейтенантом в Европу, скоро бросила его и начала выступать под вымышленным именем с танцами, которые она называла испанскими. Профессионального умения в этих танцах не было, но она увлекала зрителей темпераментом и тем, что в наше время величают сексапильностью.
И ей покорялись европейские столицы и сердца. В списке её поклонников были писатели Дюма-отец и Дюма-сын, композитор Ференц Лист, графы, князья и принцы. Из-за неё стрелялся на дуэли и погиб знаменитый французский журналист-республиканец Дюжарье. Полицейское досье на неё было достаточно обширным, чтобы запретить выступления в Мюнхене. И тогда она обратилась к королю Людвигу I с просьбой о личной аудиенции.
Рассказывают, что Людвиг, не признававший секретарей и лично читавший всю свою почту, буквально взорвался, ознакомившись с её посланием. Неужели ему, королю большого государства, больше нечего делать, как принимать «невесть откуда взявшуюся танцовщицу». А адъютант, выслушав возмущённую королевскую тираду, тихо прошептал («так судьба стучится в дверь!»): «Говорят, Ваше величество, эта стоит того, чтобы Вы на неё посмотрели».
Король принял мадемаузель Лолу Монтес в своём рабочем кабинете в октябре 1846 года. Она предстала перед королём в скромном, тёмном, тесно обрегающем точёную фигуру платье. В этом платье и с кружевной мантильей в волосах её потом напишет художник Штилер.
О первой встрече короля и Лолы достоверно известно только то, что голос просительницы звучал поначалу очень громко и взволнованно. Потом голоса стали тихими, а время аудиенции продлилось в несколько раз дольше запланированного. В этот день она получила разрешение на танцевальное выступление в Национальном театре, через месяц ей было назначено годовое содержание в 2 400 гульденов. Кроме того Людвиг изменил в её пользу своё завещание, отписав 100 000 гульденов в случае своей внезапной смерти. По прошествии ещё одного месяца Лола уже жила в подаренном королём доме под номером 7 на Барерштрассе. Мотивами карикатур в прессе стали те шоу, которые устраивала она практически ежедневно: прогулки по Мюнхену в костюме амазонки, с вечно дымящейся сигаретой, с хлыстом в руке, удары которого она раздавала налево и направо.
А король писал старому другу: «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался потухшим и вдруг начал своё извержение. Я охвачен чувством любви, как 20-летний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне…»
А ещё через год Лоле были дарованы титул графини Ландсфельд и баварское гражданство. И новоиспечённая графиня позволила себе указывать королю имена членов нового правительства.
… И тогда Бавария восстала. Мюнхенская революция 1848 года началась 10 февраля, на 12 дней раньше, чем в Париже. Лозунг был единственный: «Лола, вон из Мюнхена!» Восстала даже терпеливая королева Тереза, много чего безмолвно прощавшая своему ветреному мужу. Она умоляла его именем детей! Сестра Августа-Амалия, герцогиня Лёйхтенбергская бросилась к его ногам со словами: «Бавария или Лола!»
…И король сдался. Лоле был выписан заграничный паспорт и оплачен билет до Швейцарии.
Танцовщица Лола Монтес объявилась через некоторое время в Австралии. Её выступления назывались «Я и король» и не имели большого успеха у суровой австралийской публики. Стареющая Лола переехала в Америку. Она открыла Saloon на Диком Западе, в котором появлялась только под охраной двух здоровенных грубиянов, называвших себя племянниками писателя Дюма (!). Запьяневшие посетители величали её мадам графиней и она протягивала им руку для поцелуя. Увядающую руку…
Её портрет в Галерее все эти годы был затянут чёрной вуалью.
Роковая красота Лолы Монтес стоила Людвигу короны. Его обвинили в растрате государственных средств для содержания «этой куртизанки». Всю свою жизнь до встречи с Лолой король был скупцом. Деньги ему были очень нужны: он покупал картины и строил королевский Мюнхен. Для этих целей он иногда позволял себе перебрасывать суммы из одних статей бюджета в другие: например, концертный зал Одеон вместо вооружения! Но расходы Лолы он оплачивал из своего личного кошелька, который стремительно пустел. Для 60-летнего короля Лола тоже была произведением искусства, картиной, его поразившей, которую он — собиратель всего прекрасного, непременно хотел заполучить. За любую цену! Его мог понять только такой же коллекционер, каким был он сам. А всем остальным экипажи Лолы с крошечной золочёной короной, её выезд, её богатый дом в центре города кололи глаза. Король Людвиг сумел опровергнуть обвинения в растрате государственных денег, но оставаться королём, которому оставляли единственную привилегию — подписывать бумаги, он не хотел. 21 марта 1848 года он отрёкся от престола в пользу своего сына Максимилиана.
Он даже не заметил, что однажды в начале 1862 года с портрета Лолы Монтес в Галерее красавиц кто-то снял чёрную вуаль.
Элиза Гилберт была похоронена на кладбище Гринвуд в Нью-Йорке.
Несчастный король принял подделку за бриллиант чистой воды. История наказала его за это.