
Фото: Werner Rensing
Сегодня в немецком доме рядом с Krippe-вертепом стоит нарядная ель. Но то, что они находятся рядом - не разумеется само собой. Ещё полтора столетия назад это было бы совершенно невозможно, потому что тогда это были объекты из двух разных культурных традиций: у католиков — вертеп, у протестантов — ёлка.
Нет никакого сомнения в том, что ёлочка к Рождеству — это немецкая традиция, рождённая в незапамятные времена. В известной рождественской песенке O, Tannenbaum в первой же строфе сообщается: «ты зеленеешь не только летом, нет, даже и зимой, когда падает снег!» В Германии, среди её когда-то бесконечных сосновых и еловых лесов, эта вечная зелень давала надежду, что после нескончаемой зимы жизнь продолжится, что наступит весна.

Обычай оказался старше, чем времена церковной реформы. Просто у протестантов традиция украшения рождественской ёлки нашла широкий отклик раньше, чем у католиков.
Да, действительно, Лютер внимательно прочитал библейские строки: «не сотвори себе кумира». И иконоборческая волна протестантизма оголила стены храмов и алтари. Если у католиков к Рождеству были вертепы, роскошные богослужения, мистерии, то у протестантов единственным украшением осталась зелёная ёлочка. Интересный момент: новообращённые протестанты еще не забыли, как, будучи католиками, они принимали участие в церковных мистериях. Частью подобного театрального действа была история грехопадения, тема Адама и Евы. Вечнозелёную ёлку условно считали райским деревом Познания добра и зла, её наряжали, украшали лакомствами, в первую очередь яблоками. После спектакля детям разрешалось снять и съесть все украшения!
Считается, что впервые альтернативная традиция украшать ели на Рождество появилась в Эльзасе. Сегодня все успели забыть, как католики посмеивались тогда над своими соседями-протестантами, называя их ёлкопоклонниками!
Поэт Вольфганг Гёте познакомился с рождественской елью в Страсбурге в 1770 году. Он описал свои впечатления в «Страданиях юного Вертера», а это бестселлер, программная книга немецкой литературы, которую все знали наизусть и которой подражали. Потом Гёте убедил своего великого князя, господина и друга Карла Августа разрешить ставить в Веймаре ели к Рождеству. Фридрих Шиллер просил свою невесту в 1789 году украсить ёлку к его приезду. В 1800 году сообщали о первых рождественских елях в Берлине. В 1807 году Наполеон приказал установить ель со свечами в Касселе. В том же году состоялся первый рынок рождественских елей в Лейпциге. Отто фон Бисмарк написал своей невесте в 1845 году: «Мне жаль человека, который никогда не видел в своём детстве рождественской ели». И это значит, что к середине XIX века это дерево стояло на Рождество в каждом немецком доме, и оттуда традиция распространилась на весь мир.
В 1840 году ель впервые украсили в Букингемском дворце, потому что Альберт фон Заксен-Кобург, супруг британской королевы Виктории, не захотел отказаться от немецкой традиции.
И если Лизелотта из Пфальца, супруга герцога Орлеанского, не сумела убедить французский двор времён Людовика XIV ставить ёлку к Рождеству (зачем нам, французам, эта немецкая мода!), то через полтора столетия, в 1840 году, другая герцогиня Орлеанская — принцесса Елена Мекленбургская — нарядила первую рождественскую ёлку во Франции во дворце Тюильри. И к концу XIX века Франция уже не мыслила Рождество без украшенного дерева.
В 1910 году в городе Нью-Йорке впервые в истории на городской площади установили украшенную светящимися гирляндами ель. Яблоки в золотой фольге символизировали райское древо добра и зла, а огоньки — цветы, которые, по поверью, расцветают на деревьях в Святую ночь.
Так Рождество обрело свой главный символ…