
Вся жизнь Версаля была великим спектаклем, грандиознейшей инсценировкой, срежессированной величайшим монархом Франции, Людовиком XIV. Все, что там происходило — становилось модно! А Людовик XIV заявлял, например, что в его жизни нет и не может быть приватной сферы, что он всегда принадлежит Франции, с момента, когда просыпается, и до момента, когда отходит ко сну. Поэтому про многочасовые церемонии Lever или Coucher du roi с параллельным разрешением общегосударственных и личных проблем рассказывали легенды.
Правда, подобные церемонии так и не привились при баварском дворе. Но мода диктует: парадная спальня должна быть обязательно! После смерти Макса Эмануэля предназначение комнаты менялось, название же осталось: бывшая Парадная спальня великих князей.
От спальни остались две двери. Одна — вход в крошечную комнатку, где стоял ночной горшочек, который после использования убирали слуги с другой стороны. Другая — ведёт по лесенке и длинному тайному ходу под Каменным залом к такой же дверце спальни на половине супруги. Приватная сфера все-таки была! Слуги не должны были знать, сколько раз в неделю проводит князь время в спальне у супруги, а самое главное, сколько раз она ему не открывает свою дверь в ответ на настойчивый стук. А Терезия Кунигунда не открывала эту дверь долго, многие-многие месяцы! А как поступили бы вы на ее месте?
Девять женских портретов, украшающих бывшую Парадную спальню, были написаны французским художником Пьером Гобером по заказу Макса Эмануэля. Это «Малая галерея красавиц»: герцогиня де Бриссак — в одеянии Дианы, графиня де Полиньяк — Помоны, герцогиня Люксембургская — с собачкой, принцесса де Конти — с факелом и Амуром…
Годы с 1704 по 1714 курфюрст провел в изгнании, в Париже, при дворе Людовика XIV. (О, как печальна ты, участь изгнанника в начале XVIII века!) Оказавшийся на чужбине, без своей красавицы-жены, несчастный так нуждался в участии и поддержке! Портреты прекрасных утешительниц он привез домой и украсил ими стены своей спальни в Баденбурге.
Если вы не умеете читать между строк: жена, хранившая Максу верность все эти годы, была оскорблена количеством этих портретов настолько, что не только перестала открывать ему тайную дверцу в своей спальне, но и вовсе выселила его в Баденбург!
Роспись потолка в бывшей Парадной спальне исполнил ещё в 1672–73 годах по заказу Аделаиды и Фердинанда швейцарец Жозеф Верне, бывший долгие годы на службе у Людовика XIV. Морская богиня Фетида плывет на раковине по облакам, гордую головку украшают морские растения. Сопровождают её летучие рыбки, а путти подносят жемчуга, кораллы и другие морские сокровища. С особой фантазией исполнены крылышки путти: как у птиц, как у бабочек или как рыбьи плавники. Интересно, задавая тему художнику, думали ли Аделаида и Фердинанд о бесстрашном сыне Фетиды — античном герое Ахилле? Не прошло и десяти лет, как вся Европа назвала бесстрашным героем их сына Макса Эмануэля.
У картины Петера Якоба Хореманса, написанной в 1761 году, очень длинное название: «За беседой. Семьи баварского и саксонского курфюрстов, занятые музицированием и игрой в карты, общим числом 32 человека» (!)

Трудно себе представить, но правители огромных европейских государств больше не скачут на конях в седле и не ведут войска в бой: они играют в карты и музицируют. Две семьи, связанные тесными узами друг с другом: Макс III Йозеф женат на саксонской принцессе Марии Анне, а саксонский курфюрст Фридрих Кристиан — на баварской принцессе Марии Антонии. Последняя, как и её брат, сочиняет стихи и музыку, играет на нескольких музыкальных инструментах, знает 5 языков, пишет книги на французском, является действительным членом академического общества в Риме. Сольное выступление, дуэт, трио или квартет, исполненные высокородными господами во время таких семейных встреч, уже никого не удивляют. Просто наступила новая эпоха — эпоха Просвещения…
Но вернёмся к французским красавицам! «Большая галерея красавиц» князя Макса Эмануэля — пять портретов придворных дам короля-Солнце Людовика XIV — написана художником Пьером Гобером в 1715 году. Красавицы удивительным образом похожи друг на друга, словно родные сестры. Образцом послужил самый первый портрет — принцессы де Конти (дочери Людовика XIV и маркизы де Монтеспан), далее последовали мадемаузель де Шароле, герцогиня де Берри, мадемаузель де Клермон, маркиза де Гондрин. Эти портреты появились в северном флигеле только через сто лет после смерти Макса Эмануэля и Терезии Кунигунды — до этого француженки были в Мюнхене на нелегальном положении. До той самой поры, когда ветер Французской революции унес последние воспоминания об этих красавицах и о целой эпохе!

