В апартаментах великих княгинь. Приемные в южном флигеле Нимфенбурга.

23 декабря 2014
Апартаменты в южном флигеле предназначались для великих княгинь. Но внимание привлекает сразу мужской портрет великого князя Баварии Карла Альбрехта, который был коронованным императором Священной Римской империи германской нации под именем Карла VII.

Дворец Нимфенбург МюнхенХудожник Георг Десмаре создал просто классический репрезентативный портрет: демонстрируются корона, скипетр, держава — атрибуты власти, у ног — лев, словно спрыгнувший с герба рода Виттельсбахов, под портретом — резной позолоченный императорский коронованный двуглавый орел. Полна достоинства поза императора, прихотливы складки горностаевой мантии, изящно движение руки, держащей скипетр. Только чего больше в этом движении — рокайльной элегантности или болезненной слабости человека, которого власть «настигла» на исходе сил?

Маленький принц Карл Альбрехт рос под вечным гнетом сверхзадачи, поставленной его отцом Максом Эмануэлем: если уж не удалось первому сыну унаследовать корону Испании, то второй должен обязательно оказаться на высочайшем престоле Германии. Карл Альбрехт сделает всё возможное и невозможное, чтобы добиться этой цели. А после коронации, затмившей своим расточительным блеском и великолепием все празднества XVIII века, запишет в дневнике: «Боли были непереносимы. Больной, без своей земли и без денег, я могу, по-правде, сравнить себя только с библейским Иовом — воплощением непреходящей боли!»

Дамы, кричавшие виват красавцу императору с невероятно синими глазами, и представить себе не могли, какие боль, муки и отчаяние царили в тот момент в его душе! Через два дня после коронации императора во Франкфурте-на-Майне австрийская армия займет Мюнхен и оккупирует Баварию. Он вернется в свою Резиденцию только через два года — чтобы умереть 48 лет от роду. Его последние слова: «Мои бедные дети, моя бедная земля, простите вашего бедного отца!»

На втором портрете в приёмной — его супруга Мария Амалия, также изображена со всеми знаками императорского достоинства.

Дворец Нимфенбург МюнхенУспешный рокайльный портретист Георг Десмаре хорошо знал свою работу. Он объездил пол-Европы, вызывая восхищение и одобрение сиятельных заказчиков. Особенно ему удавались портреты дам: изысканно-элегантных, изящных, напудренных…

Что? Пудра? С этого недоуменного вопроса императрицы Марии Амалии и началось знакомство блестящего художника с особыми нравами баварского двора. Ранним утром все отправлялись на охоту. В скромном мундире, с зеленой треуголкой, прикрывающей глаза от солнца и дождя — Мария Амалия. Её щеки и подбородок обветрены, покраснели, но она не признает помаду и пудру, вызывая восторг одних придворных дам и острую неприязнь других. Австрийская принцесса из дома Габсбургов, выйдя замуж за Карла Альбрехта, не пожелала придерживаться строгих норм этикета, принятых в мюнхенской Резиденции.

Своенравная Диана-охотница, так и не ставшая светской дамой, не стала краситься и пудриться, даже позируя Георгу Десмаре для официального репрезентативного портрета. И художник неожиданно для самого себя написал не «приятную во всех отношениях» рокайльную маску, а живое человеческое лицо во всей его характерности: крупный фамильный габсбургский нос, глаза чуть навыкате, полные щеки, наметившийся второй подбородок.

Вам это лицо показалось очень знакомым? Конечно, вы его только что видели! В Праздничном зале: Диана-охотница!
Мария Амалия умерла в 1756 году. как раз в это время Иоганн Баптист Циммерманн работал над большой фреской Каменного зала по заказу Макса III Йозефа. Тогда-то и появилась на потолке зала не идеализированная юная крепкая красавица, а чуть располневшая, постаревшая, но до последней минуты своей жизни отчаянно любившая охоту Мария Амалия — настоящая баварская Диана!

Приемные и спальня великих княгинь были самыми первыми помещениями дворца, отделанными для Аделаиды Савойской. Потолочные росписи художник Антонио Трива делал по её заказу. В первой приемной нимфа Аретуза спасается от ухаживаний речного бога Алфея и превращается в источник. И вечно течет вода…

Aretusa

В комнате для аудиенций Аделаиды Савойской ничего не изменилось со времен первой хозяйки дворца. Это настоящий интерьер 60-х годов XVII века: стены обиты благородным красным дамастом, бесценный столик с флорентийской мозаикой из благородных поделочных и драгоценных каменьев радует глаз, восточная богиня земли Кибела царит в потолочной росписи.

Дворец Нимфенбург Мюнхен

В двойном портрете, исполненном Себастианом Бомбелли в 1666 году, — великий князь Баварии Фердинанд Мария и княгиня Аделаида Савойская. Она — такая, какой её описывали современники — с красивой фигурой, полной величия, с нежным лицом и выразительными глазами. Темпераментная и жизнерадостная, с сердцем и душой настоящей итальянки, наполнившая южным кипением размеренное течение жизни в баварской столице. Он — умный и осмотрительный властелин, образованный, с тонким вкусом и известной склонностью к меланхолии. Очень разные, абсолютно дополнявшие друг друга, преданно любившие и очень счастливые.

Дворец Нимфенбург Мюнхен

Почти через десятилетие Аделаиду и Фердинанда снова пишет итальянец Стефано Катани, но только князь и княгиня представлены героями мифологических сюжетов.
Адельхайд — в роли Дианы с месяцем в волосах. Только в отличие от обычного образа юной античной богини - эта окружена такими долгожданными детьми: Мария Анна исполняет роль Юноны, Клеменс Каэтан — Аполлона, Виоланта Беатрикс — Флоры. Максу Эмануэлю — будущему полководцу, путти приготовили военные доспехи.

Дворец Нимфенбург Мюнхен

А в картине на противоположной стене их отец, великий князь Фердинанд — изображает красавца Эндимиона, он любит Селену (она же Луна, она же Диана), он прочитал горы книг о своей красавице и демонстрирует свое увлечение жестом руки, указывающей на лунный диск.

Дворец Нимфенбург МюнхенДорогие друзья, любители смайликов, то есть знатоки универсальных языков прошлого и настоящего, вы уже догадались? Для человека, живущего в XVII веке это послание, этот зашифрованный смысл — словно записка, прижатая магнитиком к холодильнику, чтобы все время на глазах! Словно фотография, которая всегда рядом!

Мы видим в этих картинах образы античной богини и античного красавца, а они разговаривали этими образами, словно мы, сегодняшние, смс-ками - посланиями:
— Милый, взгляни, какие чудесные вырастают у нас детки!
— Моя Диана, моя любовь, обожаю тебя и наших деток!


Вам нравятся интересные истории, необычные факты из жизни, рассказы о персоналиях и событиях прошлого без сухого перечисления дат? Ощутите, как на ваших глазах оживает история и персонажи из замшелых книг и со старых фотографий становятся яркими и живыми! А поможет вам в этом профессиональный гид, работающий в Германии с 1996 года. Заказывая экскурсии по Мюнхену и Баварии у меня, будьте уверены — со скукой и монотонностью они не имеют ничего общего. Хотя бы потому, что со многими знаменитыми и исторически значимыми местами Баварии вы уже заочно знакомы.
Бавария — только лучшее...



Навигация

Обо мне
Ваш экскурсовод в Мюнхене Людмила Нитцер

Вам нравятся интересные истории, необычные факты из жизни, рассказы о персоналиях и событиях прошлого без сухого перечисления дат? Ощутите, как на ваших глазах оживает история и персонажи из замшелых книг и со старых фотографий становятся яркими и живыми! А поможет вам в этом профессиональный гид, работающий в Германии с 1996 года.
Читать дальше...

Экскурсии
Экскурсия в Королевскую Резиденцию и Сокровищницу
Царственные блеск и роскошь Виттельсбахов. «Зимний дворец» Мюнхена.
Экскурсия во дворец Линдерхоф
Дворец короля Людвига Второго — маленький Версаль в Альпах. Деревня Обераммергау. Монастырь Этталь.
Экскурсия в Старую Пинакотеку
Музей Старая Пинакотека — признанное собрание шедевров старых мастеров
Все экскурсии...